Как развивается рынок образовательных технологий по всему миру

Теги:
  • Образование / Работа в ИТ

Источник vc.ru

 

Сектор образовательных технологий (Edutech) стал центром непрекращающихся дебатов: можно ли говорить о повсеместной «цифровизации» и повышения доступности образования или же это новый «пузырь» и дистанционное образование не может заменить индивидуальные занятия с преподавателем?

Так или иначе, этот рынок очень сложный: такие стартапы тяжело монетизировать, их фаундеры на пути встречают много административных барьеров, а для запуска образовательного проекта нужен обширный опыт не только в предметной области (чему обучать людей), но и во множестве смежных областей (как вообще работает мозг человека, что мотивирует его учиться, как и почему он усваивает материал).

Мировой рынок

По оценкам Education International, рынок образования во всем мире оценивается в пять триллионов долларов с потенциалом роста до 6−7 триллионов уже в ближайшие несколько лет. При этом объем рынка e-learning составляет «всего» $165 миллиардов (около 3% от общего рынка) с прогнозом роста до $240 миллиардов к 2020 году.

Бум образовательных стартапов в мире начался примерно в 2012 году с привлечением первых серьезных венчурных инвестиций такими, как сейчас уже кажется, «столпами» Edutech, как Coursera, Udemy и Udacity. В 2015 году стало понятно, что на этом рынке можно неплохо заработать, когда LinkedIn купил Lynda (портал образовательных курсов) за $1,5 миллиарда, а капитализация Pluralsight (платформа для обучения профессиональным навыкам) достигла $1 миллиарда. Именно в этот период инвестиции в сектор достигли своего максимума — за 2015 было проинвестировано около 300 компаний на сумму более $2,2 миллиарда.

Разочарование настигло инвесторов в 2016 году, когда изначальные ожидания по темпам роста не оправдались, а та же Coursera в поисках стабильного заработка в очередной раз сменила бизнес-модель. Инвестиции резко сократились и вернулись на уровень 2013 года по количеству компаний (около 240) и на уровень 2014 года по объему финансирования (~$1,5 миллиардов).

 

kak-razvivaetsya-rynok-obrazovatelnyh-tekhnologij-po-vsemu-miru

Объем и количество инвестиций в сектор Education&Training

 

Значит ли это, что сектор «остыл» и не стоит делать на него ставку в ближайшее время? Рискну предположить, что пессимистические настроения пока преждевременны.

Во что инвестируют миллионы

Для начала разберемся, что вообще происходит в секторе, куда вкладываются деньги и к чему это приведет. Как это часто бывает, наиболее объемные инвестиции идут в самые предсказуемые с точки зрения заработка сферы. Соответственно, стоит разделить между собой наиболее финансируемые сегменты образовательных технологий и трендовые (перспективные) сегменты развития — тот самый future of edtech.

В 2016 году, по данным портала Hackeducation, четыре самых «горячих» сектора (по числу проинвестированных компаний и суммарному объему инвестиций) были следующие.

 

kak-razvivaetsya-rynok-obrazovatelnyh-tekhnologij-po-vsemu-miru

Наиболее активные сферы инвестирования в Edtech в 2016 году

 

Рассмотрим подробнее каждый из них. Навык программирования, согласно мнению многих экспертов, является обязательным в 21 веке, поэтому обучающие курсы по этой тематике, безусловно, очень востребованы. Кроме того, обучение программированию не в цифровом виде просто невозможно, что является дополнительным стимулом для развития таких удобных и массовых решений, как Codecademy (онлайн-платформа по обучению программированию) или Galvanize (онлайн-платформа по обучению ИТ-специальностям).

Второй сегмент — репетиторство и подготовка к тестированиям — является, очевидно, очень денежным рынком и вместе с тем относительно легко поддающимся «цифровизации» и алгоритмизации. Соответственно, заход инвесторов в этот сектор также предсказуем.

Причем, если в США этот тренд наметился еще пару лет назад, то в этом году наиболее ярко проявили себя Китай и Индия. В этих странах сейчас происходит настоящий бум образовательных технологий — множество компаний в edtech привлекли десятки и сотни миллионов долларов за последние несколько лет (Byju's, iTutor Group, 17zuoye, Zuoyebang и другие).

Вопреки тезису «образование для всех и бесплатно» и несмотря на огромное количество контента в свободном доступе, платное и действительно высококачественное образование только дорожает. Причем даже изначально бесплатные инициативы типа edX и Coursera в условиях сжимающегося потока финансирования от венчурных фондов все больше фокусируются на заработке денег и прибыльных бизнес-моделях. Отсюда интерес к кредитованию обучения — в частности, выход в этот сегмент «почти единорога» Affirm (сервис моментального кредитования онлайн-покупок).

Наконец, онлайн-обучение — достаточно размытый сегмент — включает в себя обучение всему и вся. Несмотря на спорный коммерческий успех MOOC-платформ, инвесторы продолжают вкладывать в них значительные суммы, пытаясь найти новые и необычные решения. Инвесторы экспериментируют как с бизнес-моделями (от покупки курсов или набора курсов и специализаций до подписки на обучение), так и с контентом.

Одной из нестандартных находок является, например, проект MasterClass, который предоставляет возможность поучиться у звездных мастеров своего дела: актерскому мастерству — у Кевина Спейси, теннису — у Серены Уильямс и так далее.

Любопытно, что крупные инвестиционные раунды 2016 года зачастую происходили в других не отмеченных выше сегментах. Например, $150 миллионов было проинвестировано в Age of Learning (и их флагманский продукт ABCmouse — набор обучающих игр для детей двух−восьми лет), а еще $100 миллионов — в LMS-платформу HotChalk. Это говорит, во-первых, о разнообразии проектов в сфере edtech, а во-вторых, о продолжающемся поиске инвесторами своего «золотого Грааля».

Что касается трендов и перспективных направлений, которые пусть не так очевидно монетизируются, но представляют огромный интерес на горизонте трех−пяти лет, то здесь отмечу следующие несколько направлений.

Во-первых, основные надежды, связанные с digital education, состоят в персонализации образования и адаптивном обучении. Проблема традиционных образовательных институтов в том, что в них заложена универсальная методология, направленная на максимально быстрое обучение большого количества людей. В итоге никто не попадает идеально под эту методологию, и обучение каждого конкретного человека происходит не оптимально.

Задача цифровых технологий — с помощью алгоритмов, подбора подходящего контента и подстраивания под способности каждого человека, максимально эффективно и быстро его обучить. Сейчас практически все топовые стартапы так или иначе говорят о персонализации, но наиболее ярким примером является компания Knewton, предлагающая такую адаптивную платформу для высших учебных заведения (общий объем инвестиций превысил $150 миллионов).

Во-вторых, имеются явные тенденции к расширению инструментария образования. Речь идет не только об интерактивных учебниках и продвинутых медиаинструментах (планшеты, экраны и прочее), но также и про технологии дополненной и виртуальной реальности. Конечно, про AR и VR и их возможный расцвет в ближайшие пару лет не говорит только ленивый, но именно в образовании эти технологии могут привнести тот самый пресловутый disruption.

Области применения одновременно и очень обширны, и не сильно отработаны, поэтому компании пытаются пробовать все подряд — от моделирования сложных хирургических операций до виртуальных тренажеров для отработки навыков переговоров.

Таким образом, интерес инвесторов к сектору не только не угас, а основные игроки только начинают пробовать его на вкус. Безусловно, на волне всеобщей шумихи многие сделали свои первые ошибки, и часть компаний, а также темпы их роста были переоценены.

Однако более успешные стартапы успели сменить направление развития, а на смену менее успешным пришли новые, изначально сфокусированные на перспективных направлениях — таких, как персонифицированное обучение, инновационное обучение детей младших классов и другое. Именно эти команды продолжают успешно поднимать новые раунды инвестиций и имеют все шансы на пресловутые «золотые горы» через несколько лет.

 

 

Вступай в сообщества ITmentor Вконтакте и Facebook

 

Опубликован: 22-02-2017 1182 Поделиться: