кадр из мультфильма: Беловежская пуща. Зубр Бублик и большой побег

Зубр Бублик и цифровая деревня: первый Белорусский мультфильм, созданный ИИ
Всё ещё живём в мире, где Беларусь — это внезапно страна сгущенки и программистов - пап
Стереотипы
Если ты белорус, то по умолчанию твой папа обязательно сидит за компьютером в халате, строчит код и периодически любит побаловаться сгущёнкой. Этот стереотип, натурально, заложен в культуру веками. Где бы ни появлялся этот образ — в мультиках, обсуждениях или шутках — он неизменно напоминает старую добрую карикатуру, а не живого человека с чем-то уникальным.

Алеся — ещё одна мишень для шаблонов. Это имя — словно золотой стандарт деревенской девочки: простая, неприхотливая и обязательно любительница бабушкиных пирожков либо сгущёнки, которая тоже выступает в роли национального символа «классического белорусского набора». Вместо того чтобы создавать интересных героев с характером, лучше бросить в кадр набор типичных клише — с узнаваемым «диснеевским» стилем внешности.

В мультфильме постарались показать всё, что мы знаем о Беларуси: трактор, васильки, антагонистов — типичных бандитов из 90-х, ну и как же без символа — зубра Валеры Бублика... В результате получается, что Беларусь — это набор штампов, которые вроде пытаются подать с национальным колоритом, но на деле они выглядят как слабый, давно надоевший цирк.

Мультфильмы и массовая культура по прежнему предпочитают перекачивать одну и ту же пластилиновую ленту со сгущёнкой, программистами, зубрами и деревенскими девочками вместо того, чтобы делать что-то настоящее и свежее.

кадр из мультфильма: Беловежская пуща. Зубр Бублик и большой побег

Юмор
Юмор в мультфильме присутствует. Его главным источником становятся диалоги и ситуации с зубром Бубликом. Этот добряк с его непосредственными и забавными реакциями не может не вызвать улыбку у детей.

Взрослому зрителю придётся смириться с тем, что шутки доставали из старого бабушкиного сундука, а юмор, как и многие другие элементы, крутится вокруг давно избитых «баянов» — вроде спора, что лучше: Рогачевская или Глубокская сгущёнка.

Это классический пример того, как не стоит строить национальный образ, и напоминание о том, почему нужно перестать воспринимать клише как серьёзный культурный материал.

Такой подход утомляет и совсем не радует зрителя.

кадр из мультфильма: Беловежская пуща. Зубр Бублик и большой побег

ИИ
Этот мультфильм позиционируется как смелый и инновационный проект, в котором искусственный интеллект и нейросети должны были стать ключевыми инструментами в создании анимации.

Над ним работала белорусская студия «Arteki». Автор идеи, режиссёр и продюсер — Арсений Акопян, который также участвовал в озвучке и создании музыкального сопровождения. Генеральный продюсер — Дмитрий Саксонов. Оператор-постановщик — Давид Сидоренко — помог собрать все идеи художников и режиссёров в единую картину.

Создание велось в рекордные сроки — около двух месяцев. Возможно, именно поэтому технические и сюжетные моменты оставляют желать лучшего: хромает синхронизация речи и мимики персонажей, страдает сюжет, бросаются в глаза резкие смены визуального стиля. Создатели порой настолько торопились, что упускали очевидные нестыковки, которые сразу бросаются в глаза именно из-за своей нелогичности. Эти промахи, вероятно, станут самыми запоминающимися и неожиданно «смешными» элементами мультфильма и могут стать предметом шуток и критики.

кадр из мультфильма: Беловежская пуща. Зубр Бублик и большой побег

Резюме
Критики и зрители разделились во мнениях: одни отмечают оригинальность подхода и инновационность, другие указывают на недостаточную проработку сюжета и технические огрехи. «Беловежская пуща. Зубр Бублик и большой побег» — хороший старт, который очерчивает перспективу для более качественных проектов в будущем.

Для детской аудитории это традиционный, понятный и безопасный набор образов и конфликтов, что, вероятно, было осознанным выбором создателей.
Зрителям постарше остаётся лишь наслаждаться скидкой на билет и стараться не смеяться над рассинхронизацией губ и голоса зубра Бублика.

Оценка — троечка.
Данная оценка отражает исключительно личное впечатление редакции itmentor.by от мультфильма и может не совпадать с мнением читателей.

P.S.
Совсем забыли про самый положительный момент — БЮДЖЕТ. Он не раскрывается в точных цифрах, однако создание мультфильма заняло всего два месяца, а над проектом работало несколько десятков человек. Это значительно быстрее и дешевле традиционного производства полнометражных мультфильмов. Для сравнения: в классическом производстве бюджет составляет несколько миллионов долларов, а команда — сотни профессионалов.
29.09.2025